Масла для 2-х тактных бензиновых двигателей

Требования:

  • Смазка деталей при трении скольжения/качения;
  • Уплотнение зазора между поршнем и цилиндром;
  • Защита от коррозии, износа, образования отложений, калильного зажигания;
  • Передача давления сгорания от поршня через шатун коленчатому валу;
  • Совместимость с уплотнениями, чтобы эластомеры не становились хрупкими, не деформировались и не размягчались;
  • Смешиваемость с бензином.


Состав
Базовое масло
В качестве базовых масел используются, как правило, обычные рафинаты. Для масел с высокими эксплуатационными свойствами применяются также синтетические углеводороды. Биологически быстро разлагаемые моторные масла для 2-х тактных подвесных лодочных  двигателей имеют в качестве основы синтетические эфиры (эстеры).
Присадки
Применяются моющие присадки (детергенты), дисперсанты, присадки для защиты от ржавчины и коррозии.

Характеристики
Классы вязкости
Не существует предписаний о вязкости моторных масел для 2-хтактных двигателей. В основном применяются масла SAE 30 или 40. Всесезонные масла не требуются, та как здесь не существует  проблемы холодного пуска.
Эксплуатационные свойства
Аналогично моторным маслам для 4-х тактных двигателей, здесь также имеются нормированные моторные и стендовые испытания для оценки эксплуатационных свойств.

API-классы

В настоящее время API-классы для двухтактных масел являются устаревшими, однако производители масел продолжают указывать их. Все большее распространение получают спецификации масел для двухтаткных бензиновых двигателей JASO и ISO.

API-классы для двухтактных масел в порядке возрастания эксплуатационных свойств (в скобках даны прежние обозначения):
  • API-TA (TSC-1)                   Мопеды
  • API-TB (TSC-2)                   Мотороллерымотоциклы
  • API-TC (TSC-3)                   Высокомощные двигатели
  • API-TD (TSC-4)                   Лодочные двигатели согласно NMMA.

JASO-  и ISO-спецификации
В JASO (Японская организация автомобильных стандартов) входят ведущие автопроизводители Японии. JASO-спецификации разработаны для масел 2-х тактных двигателей воздушного и водяного охлаждения, прежде всего для мотоциклов японского и азиатского рынков. Однако эти спецификации не распространяются на масла для подвесных лодочных двигателей.
JASO-спецификации оценивают эксплуатационные свойства 2-х тактных масел, прежде всего по критериям чистоты двигателя, смазывающей способности, влиянию на систему выпуска отработанных газов. Для введения новых требований определяющим является чистота отработанных газов (с малым содержанием дыма), что особенно ограничивается в классе JASO FC. Дым отработанных газов представляет собой экологическую проблему в больших азиатских городах, где на улицах много транспортных средств с 2-х тактными двигателями. Эта проблема не стоит столь остро в Европе.
Моторные эксплуатационные требования JASO-классов недостаточны для более требовательных 2-х тактных двигателей, например, применяющихся в цепных пилах. Поэтому европейские производители 2-х тактных двигателей разработали ISO- спецификации, классы EGB и EGС которых сопоставимы с JASO-классами, в то время как спецификации ISO EGD  соответствуют более высокому уровню эксплуатационных свойств и столь же строго ограничивают  содержание дыма в выхлопных газах. 

JASO и классы ISO для двухтактных масел в порядке возрастания эксплуатационных свойств:
  • JASO FA
  • ISO-L-EGB/JASO FB
  • ISO-L-EGC/ JASO FC (малодымные)
  • ISO-L-EGD/ JASO FD (малодымные)

Эксплуатационные классы масел для подвесных лодочных двигателей
Распространенные в США двухтактные подвесные двигатели с водяным охлаждением и высокой удельной мощностью предъявляют высокие требования к маслу. Требования четко определены моторными испытаниями.
В настоящее время требования BIA TC-W,  API-TD, NMMA TC-WII являются устаревшими, а действующей является спецификация NMMA TC-W3.

Двухтактные моторные масла
Критерии применения
Общие классы1)
- API-классы (устаревшие, не требуют моторных испытаний)
- JASO спецификации
- ISO (Global) спецификации
Специальные классы
- предписания производителей цепных пил и др.
Масла для подвесных лодочных двигателей 2)
BIA спецификация (не действующая)
NMMA TC-W3
Классы вязкости
Нет предписания классов вязкости, обычно используются масла SAE 30
1) транспортные средства, газонокосилки, цепные пилы, снегоходы и т.д.
2) специальные подвесные двигатели с водяным охлаждением (США).