Масла для механических трансмиссий

Требования:
  • смазывать контактирующие скользящие или перекатывающиеся детали;
  • обеспечивать необходимое поведение при трении синхронизирующего кольца;
  • отводить тепло к картеру коробки передач с целью  охлаждения;
  • защищать от коррозии и износа;
  • быть совместимым с уплотнениями, чтобы эластомеры не становились хрупкими, не деформировались и не размягчались;
  • обладать оптимальными вязкостно-температурными характеристиками, чтобы обеспечивать легкое переключение  при холодном пуске и достаточную вязкость при высокой температуре;
  • передавать усилия на боковую поверхность зуба;
  • обладать высокой стойкостью против старения при большом интервале смены масла;
  • предотвращать появление пены.

Состав
Базовое масло
В качестве базового масла применяется обычные рафинаты, масла технологии гидрокрекинга, или синтетические углеводороды. 
Присадки
Применяются: присадки для защиты от коррозии и ржавчины, модификаторы вязкости, модификаторы коэффициента трения, противозадирные и противоизносные присадки, депрессанты, антиокислительные присадки, деактиваторы металла, а также противопенные присадки.

Характеристики
Классы вязкости
В продаже имеются сезонные и всесезонные  трансмиссионные масла. Современные многоступенчатые коробки передач требуют всесезонное масло широкого диапазона с диапазоном вязкости SAE 75W-90 или 75W-80. Для главной гипоидной передачи рекомендуется применение масел вязкостью от SAE 75W до 85W-140.
Эксплуатационные свойства
Требования к эксплуатационным свойствам трансмиссионных масел описаны API-классами Американского института  нефти или MIL-специфицаций военного ведомства США. АСЕА не ввело требований к трансмиссионным маслам. Ford, MAN, Mercedes-Benz, VW , Volvo разработали собственные требования. Если возникают трудности при  применении стандартных масел, то используют особые масла, для которых нет общих описаний эксплуатационных свойств, а имеются только  предписания изготовителей.

API-классы масел для механических трансмиссий
API-классы
MIL-спецификации
Область применения/ условия работы
Примеры
GL1
-
Слабонагруженные ступенчатые коробки передач
Грузовые автомобили Volvo
GL2
-
Промышленные/Червячные редукторы

GL3
-
Нормально нагруженные коробки передач
Fiat
GL4
MIL-L-2105
Ступенчатые высоконагруженные коробки передач, слабо нагруженные гипоидные коробки передач
MAN 341
MB лист 235.1
GL5
MIL-L-2105B
MIL-L-2105C
MIL-L-2105D
Высоконагруженные гипоидные коробки передач/Ступенчатые коробки передач, если предписано/допущено
MAN 342
MB лист 235.0
MT-1
MIL-PRF-2105 E
Не синхронизированные ступенчатые коробки передач в американских грузовых автомобилях
Eaton, Fuller