Тормозные жидкости

Требования к тормозным жидкостям
при высокой температуре:
   возможно более высокая температура кипения;
   не слишком малая вязкость, чтобы не допустить износа главного и колесных тормозных цилиндров;
при низкой температуре:
   не слишком высокая вязкость, чтобы обеспечить быстрое срабатывание тормозной системы.
общие требования:
   незначительная сжимаемость;
   прекрасная защита от коррозии;
   хорошее смазывающее действие;
   высокая стойкость против старения;
   совместимость со всеми материалами тормозной системы;
   незначительная склонность к образованию пены; 
   не оказывать агрессивного действия на лакированные поверхности.

Принципиальный состав тормозных жидкостей
Базовая жидкость                        +
Присадки                                               =
Тормозная жидкость
·   Полигликольэфир
·   Сложный эфир борной кислоты
·   Полигликоль
в различном сочетании
·   Защита поверхностей
·   Средства, защищающие продукт
Общие классы


Базовые жидкости
Полигликольэфир является основной составной частью современных тормозных жидкостей. Его преимущество состоит в высокой температуре кипения и не сжимаемости, а недостаток -  в сродстве с водой (гигроскопичность) и связанным с этим понижением температуры кипения. Полигликольэфир  имеет очень низкую вязкость при высокой температуре. Это может приводить к износу деталей гидравлической системы торможения.
Сложный эфир борной кислоты существенно смягчает влияние поглощенной воды на изменение температуры кипения и удерживает  ее в приемлемых границах. Однако это вещество может применяться не для всех тормозных жидкостей.
Полигликоль действует подобно модификатору вязкости для всесезонного масла. Он придает при высокой температуре маловязкому полигликольэфиру  достаточную вязкость, т.е. действует как загуститель; благодаря этому, формируется смазывающая пленка, способная нести нагрузку.

Присадки (ингибиторы)
Защита от коррозии необходима, чтобы воспрепятствовать коррозии металлов (алюминий, латунь, цинк, сталь, чугун), из которых выполнена тормозная система.
Защита от старения (антиоксиданты) противодействует образованию кислых продуктов распада и смол. 
Задача гасителей пены - предотвратить  образование пены в тормозной системе, поскольку в экстремальных случаях пена приводит к отказу тормозной системы.

Классы тормозных жидкостей
  


FMVSS 116
FMVSS 116


FMVSS 116
FMVSS 116


DOT 3
DOT 4


DOT 5
DOT 5.1

SAE J 1703
ISO Class 3
SAE J 1704
ISO Class 4
ISO Class 6
SAE J 1705
ISO Class 5.1


JIS Class 3

JIS Class 4
JIS Class 6
JIS Class 5

Температура сухого кипения, °С
≥ 205
≥ 205
≥ 230
≥ 230
≥ 260
≥ 250
≥ 260
Температура влажного кипения паров, °С
≥ 140
≥ 140
≥ 155
≥ 155
≥ 180
≥ 165
≥ 180
Вязкость в мм2/сек при -40 °С
≤ 1800
≤ 1500
≤ 1800
≤ 1500
≤ 900
≤ 750
≤ 900
FMVSS - Федеральный стандарт безопасности автомобилей; DOT - Департамент транспорта США; ISO 4925 Class X -  Международная организация стандартизации; SAE = Общество автомобильных инженеров США; JIS K 2233 Class X – Промышленный стандарт Японии


Замена жидкости
В результате гигроскопичности (поглощения влаги) понижается температура кипения тормозной жидкости. Поэтому при длительных процессах торможения возможно образование в жидкости пузырьков пара, что приводит к уменьшению эффективности торможения (провалу тормозов).
Поскольку присадки (ингибиторы) вырабатывают со временем свой ресурс и теряют эффективность, а образовавшиеся в результате износа продукты трения должна быть удалены,  то необходимо регулярно менять тормозную жидкость.