Присадки для автомобильных смазочных материалов
Высокие требования
к автомобильным смазочным материалам можно удовлетворить, только применяя масла
со специальными маслорастворимыми присадками. Тип и количество присадок должны
четко соответствовать цели применения. Количество присадок может достигать от 1
до 25 %. Эксплуатационные свойства масел многократно проверяются в процессе
нормативных опытов.
Строение
присадок
Строение
присадок
Полярные присадки
Многие
присадки представляют собой поверхностно активные вещества, строение которых
можно условно сравнить со спичкой: в головке спички сосредоточены вещества,
которые называют «полярной группой». Они притягивают воду, кислоты, металлы и
частички сажи. Таким образом, на этих веществах образуются пленки, подобно
ворсинкам меха. Эти пленки оказывают определенное действие (например,
предотвращают образование и осаждение отложений, защищают от износа и коррозии,
нейтрализуют кислоты). Полярная группа может быть полностью органической
(беззольной) или металлорганической (зольной). Стержень спички
состоит из углеводородного радикала, что дает возможность присадке растворяться
в базовом масле.
Неполярные присадки
Другие типы
присадок состоят только из углеводородов специальной высокомолекулярной
структуры. Такие присадки не присоединяют воду, кислоты, частицы сажи или
металлы, а влияют только на масло.
Присадки, защищающие поверхность
Моющие присадки (детергенты)
Проблема: высокая рабочая
температура ведет к образованию отложений (лаки, масляный нагар) особенно на
поршнях. В результате уменьшается подвижность поршневых колец и увеличивается
количество попадающих в картер газов. В дальнейшем, отложения на поршне
действуют как абразив на цилиндр и образуют зеркальную поверхность, это явление
называют «полировкой стенок цилиндров» или «образованием зеркальных пятен».
Решение: моющие присадки
(детергенты) препятствуют или уменьшают образование отложений в виде лаков и
нагара, а также очищают детали. В настоящее время, все же нет таких поршней,
которые в работе оставались бы чистыми.
Испытания: чистота поршней,
подвижность поршневых колец, полировка стенок цилиндров при различных видах
двигательных испытаний при высоких температурах охлаждающей жидкости и масла.
Побочный эффект: благодаря
щелочному составу, моющие присадки нейтрализуют кислотные продукты сгорания
(серную и азотную кислоту).
Для качественной
оценки моющих свойств масел используется параметр «общее щелочное число» (TBN) или «основное число» (TAN).
Диспергирующие присадки
Проблема: при низкой
рабочей температуре образуются шламы и отложения, которые могут засорять сетку
масляного фильтра и каналы подвода масла.
Решение: диспергирующие
присадки покрывают тончайшие твердые и жидкие частицы загрязнений, и таким
образом препятствуют их слипанию, а также удерживают их во взвешенном состоянии.
Испытания: чистота
двигателя, образование шлама при различных режимах работы двигателя, при низкой
температуре масла и охлаждающей жидкости.
Побочный эффект: нейтрализация
кислых продуктов сгорания.
Защита от износа и задира поверхностей
Проблема: У некоторых
деталей (например, боковая поверхность зубьев шестерен, кулачковый вал) имеет
место больший или меньший износ в результате контакта металлических
поверхностей при высокой нагрузке.
Решение: присадки,
защищающие от износа и высокого контактного давления, образуют, вступая в
химическую реакцию с металлическими поверхностями, тонкие и скользкие слои,
которые препятствуют непосредственному контакту металлов.
Испытания: износ кулачкового
вала в моторном масле в различных режимах работы двигателя, на испытательных
стендах; износ боковой поверхности зубьев в трансмиссионном масле на
специальных испытательных стендах.
Защита от коррозии и ржавления
Проблема: Кислород,
водород, агрессивные продукты сгорания приводят к коррозии металлических
деталей.
Решение: присадки,
защищающие от коррозии и ржавчины, образуют на поверхности металлических
деталей защитную пленку и нейтрализуют кислоты.
Испытания: коррозия
подшипников при различных моторных испытаниях или на стенде.
Модификаторы трения
Проблема: синхронизированная коробка передач, автоматическая
коробка передач,
«мокрые» тормоза тракторов требуют применения масел с определенными
фрикционными характеристиками (коэффициентом трения). В механической и
автоматической коробках передач, это обеспечивает более высокий комфорт
переключения, в тормозах тракторов - плавность торможения и бесшумность.
Решение: присадки
обеспечивают необходимые условия трения на поверхностях.
Испытания: поведение при
трении в испытательных устройствах и на практике.
Присадки, улучшающие свойства масла
Модификаторы вязкости
Проблема: При низких
температурах масло должно обеспечить легкий запуск двигателя и быстрое
поступление масла к наиболее удаленным точкам смазки. При высоких температурах
и нагрузках масло должно обеспечить достаточную несущую способность,
смазывающая пленка масла должна быть как можно толще.
Решение: Модификаторы
вязкости обеспечивают надежный холодный старт даже при сезонном масле низкой
вязкости (например, рафинат SAE 10W), а также при всесезонном масле
(например, SAE
10W-40),
которое предназначено для работы при высокой температуре. Масла, произведенные
по новой технологи, обладают качеством всесезонного масла, и поэтому в меньшей
степени или совсем не нуждаются в модификаторах вязкости.
Проверка: измерение
вязкости, стабильность сдвиговой вязкости модификаторов вязкости при испытаниях
на Бош-инжекторе. Для базовых масел на основе рафинатов обращают внимание на
потери при испарении!
Депрессанты (присадки уменьшающие температуру застывания
масла)
Проблема: Минеральные
масла, в особенности рафинаты, выделяют при низкой температуре кристаллы
парафина, которые, срастаясь, приводят к застыванию масла. Холодный старт
становится невозможным, так как масло не поступает к местам смазки.
Решение: Наряду с
депарафинизацией базового масла в него вводят депрессанты. Они препятствуют
срастанию кристаллов парафина, так что масло остается текучим при низкой температуре.
Испытания: определение точки
застывания масла.
Присадки
для стабильности эластомеров
Проблема: некоторые
синтетические углеводороды (например, РАО) могут вызывать сморщивание
(«высыхание») эластомеров, из которых изготовлены радиальные уплотнения валов.
В результате может возникнуть течь масла.
Решение: присадки
препятствуют изменению упругих свойств и формы эластомерных уплотнений, -
механизмы остаются герметичными.
Испытания: эластомеры из
разных материалов помещают в свежее масло на семь дней при определенных
условиях, затем измеряют изменения свойств материала (твердость, прочность,
объем).
Присадки, защищающие масло
Защита от старения (антиокислительные присадки)
Проблема: Высокая рабочая
температура и кислород способствуют окислению масла, последствия которого:
потемнение масла и увеличение вязкости.
Решение: Присадки
препятствуют окислению и тем самым мешают образование продуктов старения.
Испытания: определение
вязкости масла после моторных испытаниях с полной нагрузкой.
Деактиваторы металла
Проблема: Мельчайшие
частицы железа и меди, которые образуются при износе деталей двигателя,
каталитически ускоряют процесс старения масел.
Решение: применение
деактиваторов металла, которые соединяются с ионами металлов и образуют
защитную пленку, ослабляют или устраняют каталитическое действие металла.
Испытания: определение
вязкости масла после моторных испытаниях с полной нагрузкой.
Противопенные
Проблема: При интенсивном
перемешивании масла и воздуха образуется пена, которая выбивается из системы
(например, через суфлирующие отверстия). Далее происходит ускорение старения
масла, увеличение сжимаемости, причем последнее особенно плохо влияет на
гидравлические усилители.
Решение: применение пеногасителей
(например, кремнийсодержащих соединений), которые препятствуют образованию
пены.
Испытания: стабильность
пены, пенообразование, на специальном стенде.
Обзор присадок
для смазочных и
гидравлических масел
Тип
присадки
|
Назначение/Действие
|
Моющая
|
Устранять, уменьшать, смывать отложения
лака и нагара на «горячих» деталях (особенно поршнях). Нейтрализация
кислотных продуктов сгорания.
|
Диспергирующая
|
Препятствовать образованию, уменьшать
образование шлама и шламовых отложений при низкой рабочей температуре.
Нейтрализация кислотных продуктов сгорания.
|
Противоизносная
|
Защищать металлические поверхности от
износа.
|
Антикоррозионная
|
Защищать металлические поверхности от
коррозии и ржавления.
|
Модификатор трения
|
Снижать или устанавливать определенное значение
коэффициента трения между трущимися поверхностями.
|
Вязкостная
|
Обеспечивать необходимую вязкость при
высокой и низкой температуре.
|
Депрессорная
|
Снижать температуру застывания.
|
Стабилизатор эластомеров
|
Препятствовать высыханию радиальных
уплотнений при использовании определенных углеводородов.
|
Антиокислительная
|
Препятствовать образованию продуктов
старения масла (смолы, лаки, шламы, кислоты, полимеры).
|
Деактиватор металла
|
Препятствовать каталитическому влиянию
мельчайших частиц металла на старение масла.
|
Противопенная
|
Препятствовать образованию пены.
|