Пластичные смазки состоят из масла,
загустителя и присадок. Загуститель образует губчатую структуру, в которой
находится масло, и из которой оно поступает к смазываемым поверхностям. Общее
определение для такой структуры, пригодное для всех пластичных смазок,
следующее: взвесь загустителя в масле.
Требования
смазывать:
долговременное смазывание подшипников качения и скольжения, поверхностей
скольжения, шестерен, автоматики ремней безопасности, шарниров и т.д.
низкотемпературные
свойства: мягкость, быстрое поступление в устройствах
централизованной смазки;
высокотемпературные
свойства: не вытекать каплями;
стойкость
к вымыванию горячей водой: например, в подшипниках насосов
системы охлаждения;
совместимость
с уплотнениями, чтобы эластомеры не становились
хрупкими, не размягчались, не усыхали и не разбухали;
высокая
стойкость к старению, поскольку смазка часто используется
для пожизненного наполнения смазкой.
Состав
Базовые
масла
Базовые масла аналогичны тем, которые
используются в моторных и трансмиссионных маслах - это рафинаты, масла
гидрокрекинга или синтетические углеводороды. Для биологически быстро
разлагаемых продуктов используются синтетические эфиры. Вязкость таких масел
меняется в зависимости от назначения: от жидкого веретенного масла до
высоковязкого масла.
Загустители
Применяются мылообразные загустители
(например, литиевое, кальциевое и натриевое мыло, которые обобщенно называются
металлическими мылами) и не содержащие мыла загустители (например, силикагели,
поликарбамиды, бентониты и др.).
Литиевые
смазки (Li):
сегодня это самый распространенный вид смазки. Она стойка в воде и одновременно
работоспособна при высокой температуре. Диапазон рабочей температуры от -20 °С до 130 °С. Обычное название: многоцелевая пластичная смазка.
Кальциевые
смазки (Са): называются также «солидолы»; это наиболее
старая пластичная смазка. Она водостойка, но работоспособна в небольшом
температурном диапазоне от -40°
С до 60 °С.
Натриевые
смазки (Na):
существуют и другие названия - «мыло едкого натра», «тугоплавкая
пластичная смазка» или «пластичная смазка для подшипников качения». Она не
водостойка, максимальная рабочая температура 110 °С.
Пластичные
смазки на основе алюминиевого (Al),
бариевого (Ba),
свинцового (Pb)
мыла также возможны, но встречаются редко.
Пластичные
смазки на основе смеси мыл: например Li/Ca или Na/Al, имеют малое практическое значение.
Высокотемпературные
смазки: пластичные смазки, которые длительное время
работоспособны при температуре выше 130° С. Такие смазки подразделяется на:
Комплексные смазки
на базе Al,
Ca,
Li
–металлических мыл;
Силикагелевые, бентонитовые, поликарбамидные (на основе
полимочевины) смазки: загуститель которых, не содержит мыла.
Примечание: Самыми высокими эксплуатационными
свойствами для автомобильного и общего применения в настоящее время обладают
смазки с комплексным загустителем, например, комплексным сульфонато-кальциевым
загустителем, комплексным поликарбамидным загустителем.
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА =
|
БАЗОВОЕ МАСЛО +
|
ЗАГУСТИТЕЛЬ +
|
ПРИСАДКИ
|
Торговые классы
- многоцелевая смазка
- высокотемпературная
смазка
- редукторная
- низкотемпературная смазка
- силикагелевая смазка
- поликарбамидная смазка
- бетонитовая смазка
Классы консистенции
- NLGI 000, 00, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6
Эксплуатационные свойства
- DIN 51502 KPF
2K-30
- ISO L-XBEGB 00
- NLGI GC-LB
-
OEM MB, Ford
|
Традиционные масла
- рафинаты
Специальные масла
-масла гидрокрекинга (HC)
-синтетические углеводороды (PAO)
-синтетические эфиры (Ester`s)
Растительные масла
- рапсовое масло
|
Мыла металлов
-литиевое мыло
-кальциевое мыло
-натриевое мыло
-алюминиевое мыло
-бариевое мыло
Другие типы загустителей
-поликарбамиды
-бентониты
-силикагели
|
Функциональные присадки
- противозадирные и противоизносные (EP/AW)
- антикоррозионные
- антиокислительные и др.
Наполнители
- PTFE, графит MoS2 и др.
|
Все смазки благодаря
загустителю становятся „не вытекающими маслами“
|
Функциональные присадки
Для придания смазкам нужных свойств, например: защиты от старения, защиты от коррозии, способность выдерживать высокое давление, а также защищать от износа, - пластическая смазка снабжается различными присадками.
Наполнители
Смазка может так же содержать специальные твердые добавки, например ревитализанты – для восстановления изношенных подшипников и дальнейшей защиты от износа, тефлон, графит, дисульфид молибдена (MoS2) и др.
Характеристики
Консистенция
Это сопротивление смазки деформации (подобно вязкости масел). Нормы DIN 51818 подразделяют пластические смазки на девять NLGI - классов: 000, 00, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Очень мягкая смазка (классы 000 - 0) называется «текучей смазкой» и применяется в централизованных системах смазки специализированных грузовых автомобилей. Все прочие места смазки в автомобилях смазываются обычно смазками NLGI классов 2 или 3.
Эксплуатационные свойства пластичных смазок
Согласно нормам DIN 51502, смазки отличаются по области применения, типу базового масла и присадок, классу консистенции по NGLI, наибольшей и наименьшей температуре применения, водостойкости. Тип загустителя здесь не рассматривается.
Обозначение пластичных смазок по DIN 51502
Пример спецификации: K PF 2 K -30
"K" - область применения пластичной смазки
"PF" - обозначение для базового масла и присадки
"2" - класс консистенции по NGLI
"K" - значение максимальной рабочей температуры в °С, стойкость к воде
"-30" - нижнее
значение рабочей температуры пластичной смазки в °С
Область
применения пластичной смазки
G - закрытые передачи
OG - открытые передачи;
K - подшипники качения и скольжения, поверхности
скольжения;
M - подшипники скольжения и уплотнения
Обозначение
для базового масла и присадки
Тип базового масла
E - эфиры
масел;
FK - фторированные углеводороды;
HC - синтетические углеводороды;
PG - полигликоли;
PH - эфиры фосфорной кислоты;
Sl
- силиконовые масла;
Присадки
P - EP/AW
присадки;
F- твердые смазки, например, MoS2.
Значение максимальной
рабочей температуры и стойкость к воде при
температуре
|
Макс.
рабочая температура, ° С
|
Стойкость
к воде, класс*
|
Температура
испытаний, ° С
|
C
|
60
|
0 или 1
|
40
|
D
|
60
|
2 или 3
|
|
E
|
80
|
0 или 1
|
40
|
F
|
80
|
2 или 3
|
|
G
|
100
|
0 или 1
|
90
|
H
|
100
|
2 или 3
|
|
K
|
120
|
0 или 1
|
90
|
M
|
120
|
2 или 3
|
|
N
|
140
|
По
специальным
требованиям
|
|
P
|
160
|
||
R
|
180
|
||
S
|
200
|
||
T
|
220
|
||
U
|
Более
220
|
Эксплуатационные
свойства NLGI
Согласно
классификации NLGI пластичные смазки для автомобилей делятся на категории
по области применения и эксплуатационным свойствам.
Категория NLGI
|
Область применения
|
Эксплуатационные свойства
|
LA
|
Соединения, шарниры шасси автомобиля
|
Легкий режим эксплуатации; небольшие
интервалы замены
|
LB
|
Тяжелый режим эксплуатации (высокие
нагрузки, работа во влажной среде); увеличенные интервалы между заменами
|
|
GA
|
Подшипники колес автомобиля
|
Легкий режим эксплуатации
|
GB
|
Умеренный режим эксплуатации
|
|
GC
|
Тяжелый режим эксплуатации (высокие
температуры)
|
Смешиваемость
Смешиваемости пластичных смазок с различными типами загустителей следует избегать. Так как при этом ухудшается температурная стойкость, устойчивость к деформации сдвига и показатели температуры каплепадения.