Требования к антифризам
·
Препятствовать образованию отложений:
Только чистая охлаждающая система
обеспечивает отвод тепла и предупреждает перегрев двигателя.
·
Препятствовать коррозии под действием
горячей воды:
В современных двигателях может достигаться
очень высокая температура поверхности деталей, поскольку тепловые потоки имеют высокую плотность. В
этих условиях вода непосредственно реагирует с алюминием, а в результате этой
реакции возникает газообразный водород, который разрушает структуру металла.
·
Препятствовать поверхностной коррозии:
Любая поверхность металла является все же
достаточно шероховатой и поэтому может разрушаться коррозионной средой.
·
Препятствовать поверхностной
контактной коррозии:
В охлаждающей системе применяются различные
металлы (сталь, алюминий); соединения выполняются медью, латунью и паяльным
оловом. Например, если в поток охлаждающей жидкости попадает частица железа,
оседающая на алюминиевой поверхности (например, головки цилиндра), то
образуется, элемент местной коррозии. В результате возникает очаговое
разрушение на поверхности.
·
Препятствовать щелевой коррозии:
В щелях, где охлаждающая жидкость не может
циркулировать, увеличивается концентрация вызывающих коррозию веществ. Поэтому
здесь процесс коррозии ускоряется.
·
Препятствовать кавитации:
В головке цилиндра и в водяном насосе (помпе) возможно образование пузырьков пара (холодное закипание) при кратковременном
падении давления в системе. При последующем увеличении давления эти находящиеся
на поверхности металла пузырьки схлопываются, что вызывает удар давления и
отрыв мельчайших частичек металла, впоследствии это приводит к образованию
пор в металлической стенке.
·
Препятствовать образованию известковых
отложений:
При слишком жесткой воде и температуре примерно +60 °С из воды выпадают известь и другие минералы
и оседают в местах, где особенно важна хорошая теплопередача.
·
Препятствовать образованию пены:
Образовавшаяся пена ухудшает эффективность охлаждения, и поэтому
необходимо препятствовать ее образованию.
· Быть совместимым с другими материалами:
Антифриз контактирует не только с различными металлами, но также с уплотнениями и гибкими шлангами и при этом он не должен оказывать на них вредного влияния.
Принципиальный
состав антифризов
Базовая жидкость +
|
Присадки =
|
Антифриз
|
Этандиол 1),2)
|
Поверхностно активные
вещества
|
Общие классы
|
применяются также названия:
- этиленгликоль,
- моноэтиленгликоль (MEG).
|
Ингибиторы защищают от:
- коррозии,
- кавитации,
- образования отложений
|
не применяются
|
1) Практически
все спецификации предписывают этандиол как базовую жидкость. Так же могут
использоваться глицерин, пропиленгликоль или их комбинации.
2) Только этандиол
обеспечивает защиту от замерзания
|
Средства, защищающие
охлаждающую жидкость
- рН-показатель
- гасители пены,
- стабилизаторы
|
Специальные классы
ОЕМ
|
В настоящее время требования различных производителей двигателей отличаются друг от друга относительно химического состава присадок и свойств охлаждающей жидкости, которые нельзя удовлетворить продуктом одного качества.
В системе охлаждения автомобилей используется смесь антифриза концентрата с водой (обычно дисцилированной). Антифриз и вода смешиваются, как правило, в соотношении 1 : 1. Это обеспечивает требуемую защиту от коррозии и защиту от замерзания до - 37°С.
Распространенными спецификациями ОЕМ к охлаждающим жидкостям являются антифризы групп:
- BS, продукты с минимальными сроками замены, порядка 2-х лет, выполняют требования национальных стандартов. Например, BS 6580 (UK), ASTM D 3306 / D 4656 (USA), SAE J 1034 (USA), AFNOR NFR 15-601 (France), ONORM V5123 (Austria), JIS K 2234 (Japan), UNE 26-361 (Spain), AS 2108 (Australia) и др.;
- G11, продукты со сроками замены порядка 3-х лет. Такие продукты выполняют требования спецификаций: VW TL-VW 774 С (G11), MB 325.0, BMW N 600 69.0, Opel/GM B 040 0240, SAAB 6901 599, Porsche, MAN 324, Renault Type D, Volvo, Scania TB1451, MTU MTL 5048 и др.;
- G12, продукты со сроками замены порядка 5-ти лет: VW TL-VW 774 D (G12), TL-VW 774 F (G12+), MB 325.3, Detroit Diesel (incl Powercool plus), Ford WSS-M97B44-D, Opel-GM6277M +B0401065, MAN 324 Typ SNF, Renault Type D, Scania TB1451;
- G12++, антифризы с однократной заливкой на весь период эксплуатации автомобиля: VW TL 774 G (G12++), VW TL 774 J (G13), Scania TB 1451.