Охлаждающие жидкости

Требования к антифризам
·         Препятствовать образованию отложений:
Только чистая охлаждающая система обеспечивает отвод тепла и предупреждает перегрев двигателя.
·         Препятствовать коррозии под действием горячей воды:
В современных двигателях может достигаться очень высокая температура поверхности деталей, поскольку  тепловые потоки имеют высокую плотность. В этих условиях вода непосредственно реагирует с алюминием, а в результате этой реакции возникает газообразный водород, который разрушает структуру металла.
·         Препятствовать поверхностной коррозии:
Любая поверхность металла является все же достаточно шероховатой и поэтому может разрушаться коррозионной средой.
·         Препятствовать поверхностной контактной коррозии:
В охлаждающей системе применяются различные металлы (сталь, алюминий); соединения выполняются медью, латунью и паяльным оловом. Например, если в поток охлаждающей жидкости попадает частица железа, оседающая на алюминиевой поверхности (например, головки цилиндра), то образуется, элемент местной коррозии. В результате возникает очаговое разрушение на поверхности.
·         Препятствовать щелевой коррозии:
В щелях, где охлаждающая жидкость не может циркулировать, увеличивается концентрация вызывающих коррозию веществ. Поэтому здесь процесс коррозии ускоряется.
·         Препятствовать кавитации:
В головке цилиндра и в водяном насосе (помпе) возможно образование пузырьков пара (холодное закипание) при кратковременном падении давления в системе. При последующем увеличении давления эти находящиеся на поверхности металла пузырьки схлопываются, что вызывает удар давления и отрыв мельчайших частичек металла, впоследствии это приводит к образованию пор в металлической стенке.
·         Препятствовать образованию известковых отложений: 
При слишком жесткой воде и температуре  примерно +60 °С из воды выпадают известь и другие минералы и оседают в местах, где особенно важна хорошая теплопередача.
·         Препятствовать образованию пены:
Образовавшаяся пена ухудшает  эффективность охлаждения,  и поэтому  необходимо препятствовать ее образованию.
·        Быть совместимым с другими материалами:
Антифриз контактирует не только с различными металлами, но также с уплотнениями и гибкими шлангами и при этом он не должен оказывать на них вредного влияния.

Принципиальный состав антифризов

Базовая жидкость               +
Присадки                                =
Антифриз
Этандиол 1),2)
Поверхностно активные
вещества
Общие классы
применяются также названия:
- этиленгликоль,
- моноэтиленгликоль (MEG).
Ингибиторы защищают от:
- коррозии,
- кавитации,
- образования отложений
не применяются
1) Практически все спецификации предписывают этандиол как базовую жидкость. Так же могут использоваться глицерин, пропиленгликоль или их комбинации.
2) Только этандиол
обеспечивает защиту от замерзания

Средства, защищающие
охлаждающую жидкость
- рН-показатель
- гасители пены,
- стабилизаторы
Специальные классы

ОЕМ

В настоящее время требования различных производителей двигателей отличаются друг от друга относительно химического состава присадок и свойств охлаждающей жидкости, которые нельзя удовлетворить продуктом одного качества.

В системе охлаждения автомобилей используется смесь антифриза концентрата с водой (обычно дисцилированной). Антифриз и вода смешиваются, как правило, в соотношении 1 : 1. Это обеспечивает требуемую защиту от коррозии и защиту от замерзания до - 37°С.

Распространенными спецификациями ОЕМ к охлаждающим жидкостям являются антифризы групп:
- BS, продукты с минимальными сроками замены, порядка 2-х лет, выполняют требования национальных стандартов. Например, BS 6580 (UK), ASTM D 3306 / D 4656 (USA), SAE J 1034 (USA), AFNOR NFR 15-601 (France), ONORM V5123 (Austria), JIS K 2234 (Japan), UNE 26-361 (Spain), AS 2108 (Australia) и др.;
- G11, продукты со сроками замены порядка 3-х лет. Такие продукты выполняют требования спецификаций: VW TL-VW 774 С (G11), MB 325.0, BMW N 600 69.0, Opel/GM B 040 0240, SAAB 6901 599, Porsche, MAN 324, Renault Type D, Volvo, Scania TB1451, MTU MTL 5048 и др.;
- G12, продукты со сроками замены порядка 5-ти лет: VW TL-VW 774 D (G12), TL-VW 774 F (G12+), MB 325.3, Detroit Diesel (incl Powercool plus), Ford WSS-M97B44-D, Opel-GM6277M +B0401065, MAN 324 Typ SNF, Renault Type D, Scania TB1451;
- G12++, антифризы с однократной заливкой на весь период эксплуатации автомобиля: VW TL 774 G (G12++), VW TL 774 J (G13), Scania TB 1451.