Общие сведения о моторных маслах
Требования к моторным маслам
- смазывать взаимно скользящие поверхности деталей;
- охлаждать двигатель изнутри за счет переноса тепла в картер или масляный радиатор;
- уплотнять зазоры между поршнем и цилиндром;
- защищать от коррозии, износа и отложений;
- передавать давление сгорания от поршня через шатун на коленчатый вал;
- обеспечивать совместимость с материалами уплотнений, чтобы эластомеры не теряли форму и упругость;
- иметь оптимальную вязкостно-температурную характеристику для безупречной работы масла при низкой и высокой температуре;
- обладать высокой стойкостью против старения, чтобы обеспечить длительное время работы масла.
Состав
Моторное масло состоит из базового масла и
присадок.
Базовое
масло
В качестве базового масла в моторных маслах
используются:
-
рафинаты, полученные по традиционной
технологии;
-
масла гидрокрекинга;
-
синтетические углеводороды
-
некоторые синтетические эфиры;
-
различные комбинации этих базовых
масел.
Подробно смотрите в разделе Базовые масла для автомобильных смазочных материалов.
Присадки
Используются следующие основные типы
присадок:
-
моющая;
-
диспергирующая;
-
противоизносная;
-
антикоррозионная;
-
вязкостная;
-
депрессорная;
-
стабилизатор эластомеров;
-
антиокислительная;
-
деактиватор металла;
-
противопенная.
Характеристики моторных масел
Классы
вязкости
Сезонные моторные масла применяются и
допускаются только в отдельных случаях. Всесезонные моторные масла применяются преимущественно следующих классов
вязкости: SAE 10W-X, 5W-X, 0W-X. Для легковых автомобилей все больше
применяются масла с пониженной вязкостью при высокой температуре.
Уровень
эксплуатационных свойств
Эксплуатационные свойства моторных масла
можно определить только в процессе близких к практике испытаний. Для испытаний
используются серийные автомобильные двигатели или одноцилиндровые испытательные
двигатели, которые работают на специальных стендах по заданной программе. В
исследованиях применяют также лабораторное оборудование и другие специальные
стенды.
Двигатели Euro 4, Euro 5 и Euro 6
Для выполнения требований по токсичности Euro 4, и особенно, Euro 5 и Euro 6 используется оборудование по дополнительной очистке отработавших газов, например система селективной каталитической нейтрализации SCR (Selective Catalytic Reduction). Для безотказной работы такого оборудования требуются масла с особыми присадками. Это масла с малым содержанием серы, фосфора и низким показателем сульфатной зольности (low ash oils). Для легковых автомобилей это масла ACEA C1, C2, C3 и C4, для грузовых автомобилей и авобусов - АСЕА Е6/Е9.
Требования к моторным маслам при использовании нетрадиционных топлив
Биодизель
Исходный продукт - семена рапса (сурепки), которые отжимаются, фильтруются; затем полученная масса подвергается этерификации. После этого продукт можно использовать в качестве топлива для дизельных двигателей. Употребляются сокращения RME (этиловый эфир рапсового масла) и FAME (метиловый эфир жирных кислот). Производитель двигателей решает, в каких двигателях и в какой пропорции можно применять RME (FAME).
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и автобусов
- Е4, Е7;
- Е6, Е9 - для двигателей с сажевым фильтром.
Четырехтактные бензиновые двигатели мотоциклов
JASO MA, MA1, MA2 - классы масел для двигателей с системой сцепления в масляной ванне (мокрое сцепление), масла не содержат модификаторов трения;
JASO MB - масла для двигателей без сцепления в масляной ванне, масла содержат модификаторы трения.
Четырехтактные бензиновые двигатели подвесных лодочных моторов
NMMA FC-W
NMMA FC-W Catalyst Compatible.
Двигатели Euro 4, Euro 5 и Euro 6
Для выполнения требований по токсичности Euro 4, и особенно, Euro 5 и Euro 6 используется оборудование по дополнительной очистке отработавших газов, например система селективной каталитической нейтрализации SCR (Selective Catalytic Reduction). Для безотказной работы такого оборудования требуются масла с особыми присадками. Это масла с малым содержанием серы, фосфора и низким показателем сульфатной зольности (low ash oils). Для легковых автомобилей это масла ACEA C1, C2, C3 и C4, для грузовых автомобилей и авобусов - АСЕА Е6/Е9.
Требования к моторным маслам при использовании нетрадиционных топлив
Топливо
|
Двигатель
|
Качество
масла
|
Интервал
замены
|
Биодизель (RME/FAME)
|
Дизель
|
Стандартное
|
сокращенный/нормальный
|
Природный газ (CNG)
|
Бензиновый
|
Специальное
|
нормальный
|
Пропан/бутан (LPG)
|
Бензиновый
|
Специальное
|
нормальный
|
Биодизель
Исходный продукт - семена рапса (сурепки), которые отжимаются, фильтруются; затем полученная масса подвергается этерификации. После этого продукт можно использовать в качестве топлива для дизельных двигателей. Употребляются сокращения RME (этиловый эфир рапсового масла) и FAME (метиловый эфир жирных кислот). Производитель двигателей решает, в каких двигателях и в какой пропорции можно применять RME (FAME).
Если топливо состоит из 100 % биодизеля, рекомендуются сокращенные интервалы
смены масла. При использовании топлива с содержанием FAME/RME 5..7 % интервалы замены масла не изменяются.
Природный
газ (CNG)
Природный газ (CNG = сжатый природный газ)
состоит в основном из метана (CH4), т.е. наиболее простого
углеводорода. Так как в нем относительно велико содержание водорода, то
образующиеся выхлопные газы содержат мало вредных веществ. Природный газ воспламеняется
посредством принудительного зажигания и применяется, поэтому только в
бензиновых двигателях. Газ хранится в автомобиле в специальных баллонах под
давлением 200 бар.
Сжиженный
газ (LPG)
LPG - это сжиженный нефтяной газ, который
является смесью пропана и бутана, причем превалирует пропан. В этом случае
выхлопные газы являются также менее токсичными по сравнению с теми, которые
образуются при сжигании бензина. Для воспламенения LPG также применяется
принудительное зажигание, таким образом, LPG можно использовать только в
бензиновых двигателях. Газ хранится в баллонах при давлении 25 Бар, в сжиженном
состоянии.
Масла
при использовании CNG и LPG:
Используемые здесь моторные масла должны быть
иначе легированы, т.е. иначе снабжены присадками, по сравнению с маслами для
бензиновых и дизельных двигателей. В особенности это касается зольных присадок.
Нельзя применять мала с высокой сульфатной зольностью – более 1 % по весу, так
как в двигателе может возникать калильное зажигание. Здесь возможно применение масел со средним и малым показателем SAPS, используемых для двигателей с сажевым фильтром (DPF) по АСЕА С3 или Е6. Необходимо обязательно
соблюдать предписания изготовителей двигателей.
API - American Petroleum Institute (Американский институт нефти)
Global - cпецификации эксплуатационных свойств масел для дизельных двигателей
ACEA - Association des Constructeurs Europeens de L'Automobile (Ассоциация европейских производителей автомобилей).
Спецификации моторных масел
API классы моторных масел США и Восточная
Азии (Япония, Южная Корея)
API S (Service)
|
Масла для четырехтактных бензиновых двигателей легковых
автомобилей, микроавтобусов, автофургонов
API SJ, SM, SL, SN – действующие классы;
API SС..SH – устаревшие классы.
Высший класс качества перекрывает
требования предыдущего.
|
API C (Commercial)
|
Масла для дизельных двигателей грузовых автомобилей,
автобусов, техники
API CH-4, CI-4, CJ-4 – действующие классы;
API СD..CG-4 – устаревшие классы.
|
Global - cпецификации эксплуатационных свойств масел для дизельных двигателей
Дизельные двигатели грузовых автомобилей
| |
Global DHD-1
|
Для автомобилей с полной массой более 3900 кг
|
Дизельные двигатели легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовых автомобилей
| |
Global DLD-1
|
Основной уровень эксплуатационных свойств масел, допускается эксплуатация двигателей на высокосернистом топливе.
|
Global DLD-2
|
Высший уровень эксплуатационных свойств, энергосберегающие масла1)
|
Global DLD-3
|
Высший уровень эксплуатационных свойств1)
|
1) для двигателей эксплуатирующихся на малосернистом топливе
|
Бензиновые и дизельные двигатели легковых и малых грузовых автомобилей.
- A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5;
- С1, С2, С3, С4 для двигателей оснащенных сажевым фильтром/катализатором.
Low SAPS
|
Mid SAPS
|
Mid SAPS
|
Low SAPS
|
||||
A1/B1
|
A3/B3
|
A3/B4
|
A5/B5
|
C1
|
C2
|
C3
|
C4
|
FE ≥ 2.5 %
HTHS 2.9-3.5*
SA ≤ 1.3 %
P -
S -
|
FE -
HTHS ≥ 3.5
SA 0.9-1.5 %
P -
S -
|
Включает
A3/B3
FE -
HTHS ≥ 3.5
SA 1.0-1.6 %
P -
S -
|
Включает A1/B1
FE ≥ 2.5 %
HTHS 2.9-3.5
SA ≤ 1.6 %
P -
S -
|
Включает A5/B5
FE ≥ 3.0 %
HTHS ≥ 2.9
SA ≤ 0.5 %
P ≤ 0.05 %
S ≤ 0.2 %
|
Включает A5/B5
FE ≥ 2.5 %
HTHS ≥ 2.9
SA ≤ 0.8 %
P ≤ 0.09 %
S ≤ 0.3 %
|
Включает A3/B4
FE ≥ 1.0 %
HTHS ≥ 3.5
SA ≤ 0.8 %
P ≤ 0.07-0.09 %
S ≤ 0.3 %
|
Включает A3/B4
FE ≥ 1.0 %
HTHS ≥ 3.5
SA ≤ 0.5 %
P ≤ 0.09 %
S ≤ 0.2 %
|
АСЕА являются базовыми, ОЕМ дополнительные специальные
тесты
|
|||||||
Ford 948-B
|
MB 229.1
dexos2
|
BMW Longlife 01
MB 229.3/5
dexos2
PSA B71 2296
Porsche
RN 0700/0710
(VW 502 00/505 00)
|
BMW Longlife 01FE
Ford 913D
RN 0700
(VW 503 00/506 00)
|
Mazda DPF
Mitsubishi DPF
PSA B71 2312
|
Honda DPF
Mitsubishi DPF
PSA B71 2290
Toyota DPF
|
BMW Longlife 04
MB 229.31/51/52
Ford 917A
(VW 505 001
503 00/506 00)
См. #
|
RN 0720
|
OEM (Original Equipment Manufacturer) – автопроизводители; FE – топливная экономичность по сравнению с маслом SAE 15W-40; HTHS -
вязкость (mPa.s) при 150 °С и высокой скорости сдвига; SA – сульфатная зольность; P – фосфор; S – сера; Low-/Mid
SAPS – масла с ограниченными параметрами SA, P, S для DPF – сажевых фильтров;
* HTHS xW-20 → ≥ 2.6
#
легковые автомобили с DPF → Chevrolet, Chrysler, Honda (также С2), Hyundai, Kia, Mitsubishi (также С1 и С2), Nissan,
Opel, Renault (см. руководство), Suzuki
|
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и автобусов
- Е4, Е7;
- Е6, Е9 - для двигателей с сажевым фильтром.
Low SAPS
|
Low SAPS
|
|||||
API CD
|
ACEA E1
API CE/CF/CF-4
|
ACEA E2
API CF-4..CH-4
|
ACEA E7 (E3/E5)
API CG-4..CJ-4
|
E9
API CJ-4
|
E4
|
E6
|
Удлиненные интервалы
|
||||||
АСЕА являются базовыми, ОЕМ дополнительные специальные
тесты
|
||||||
MB 227.1
|
MB 228.1
MAN 271
Volvo VDS
MTU Type 1
Deutz DQC I-02
|
MB 228.1/MAN 3275
Renault Truck RD2/RLD2
Volvo VDS-2/VDS-3
DAF HP 3
MTU Type 2
Deutz DQC II-10
|
MB 228.31
Renault Truck RLD3
Volvo VDS-4
Deutz DQC II-10-LA
Deutz DQC III-LA
|
MB 228.5
MAN 3277 CRT
Renault Truck RXD
DAF HP 1/2
MTU Type 3
Deutz DQC IV-10
|
MB 228.51
MAN 3477
MTU Type 3.1
Deutz DQC IV-10-LA
|
|
OEM (Original Equipment
Manufacturer) – автопроизводители; Low
SAPS – масла с ограниченными параметрами сульфатной зольности,
фосфора, серы для сажевых фильтров.
|
Четырехтактные бензиновые двигатели мотоциклов
JASO MA, MA1, MA2 - классы масел для двигателей с системой сцепления в масляной ванне (мокрое сцепление), масла не содержат модификаторов трения;
JASO MB - масла для двигателей без сцепления в масляной ванне, масла содержат модификаторы трения.
Четырехтактные бензиновые двигатели подвесных лодочных моторов
NMMA FC-W
NMMA FC-W Catalyst Compatible.