Моторные масла

Общие сведения о моторных маслах


Требования к моторным маслам
  • смазывать взаимно скользящие поверхности деталей;
  • охлаждать двигатель изнутри за счет переноса тепла в картер или масляный радиатор;
  • уплотнять зазоры между поршнем и цилиндром;
  • защищать от коррозии, износа и отложений;
  • передавать давление сгорания от поршня через шатун на коленчатый вал;
  • обеспечивать совместимость с материалами уплотнений, чтобы эластомеры не теряли форму и упругость;
  • иметь оптимальную вязкостно-температурную характеристику для безупречной работы масла при низкой и высокой температуре;
  • обладать высокой стойкостью против старения, чтобы обеспечить длительное время работы масла.

Состав
Моторное масло состоит из базового масла и присадок.

Базовое масло
В качестве базового масла в моторных маслах используются:
-          рафинаты, полученные по традиционной технологии;
-          масла гидрокрекинга;
-          синтетические углеводороды
-          некоторые синтетические эфиры;
-          различные комбинации этих базовых масел.

Присадки
Используются следующие основные типы присадок:
-          моющая;
-          диспергирующая;
-          противоизносная;
-          антикоррозионная;
-          вязкостная;
-          депрессорная;
-          стабилизатор эластомеров;
-          антиокислительная;
-          деактиватор металла;
-          противопенная.
Подробно смотрите в разделе Присадки автомобильных смазочных материалов.

Характеристики моторных масел

Классы вязкости
Сезонные моторные масла применяются и допускаются только в отдельных случаях. Всесезонные моторные масла  применяются преимущественно следующих классов вязкости: SAE 10W-X, 5W-X, 0W-X. Для легковых автомобилей все больше применяются масла с пониженной вязкостью при высокой температуре.
Подробно смотрите в разделе Вязкость автомобильных смазочных материалов.

Уровень эксплуатационных свойств

Эксплуатационные свойства моторных масла можно определить только в процессе близких к практике испытаний. Для испытаний используются серийные автомобильные двигатели или одноцилиндровые испытательные двигатели, которые работают на специальных стендах по заданной программе. В исследованиях применяют также лабораторное оборудование и другие специальные стенды. 

Двигатели Euro 4, Euro 5 и Euro 6

Для выполнения требований по токсичности Euro 4, и особенно, Euro 5 и Euro 6 используется оборудование по дополнительной очистке отработавших газов, например система селективной каталитической нейтрализации SCR (Selective Catalytic Reduction). Для безотказной работы такого оборудования требуются масла с особыми присадками. Это масла с малым содержанием серы, фосфора и низким показателем сульфатной зольности (low ash oils). Для легковых автомобилей это масла ACEA C1, C2, C3 и C4, для грузовых автомобилей и авобусов - АСЕА Е6/Е9.

Требования к моторным маслам при использовании нетрадиционных топлив


Топливо
Двигатель
Качество масла
Интервал замены
Биодизель (RME/FAME)
Дизель
Стандартное
сокращенный/нормальный
Природный газ (CNG)
Бензиновый
Специальное
нормальный
Пропан/бутан (LPG)
Бензиновый
Специальное
нормальный

Биодизель
Исходный продукт - семена рапса (сурепки), которые отжимаются, фильтруются; затем полученная масса подвергается этерификации. После этого продукт можно использовать в качестве топлива для дизельных двигателей. Употребляются сокращения RME (этиловый эфир рапсового масла) и FAME (метиловый эфир жирных кислот). Производитель двигателей решает, в каких двигателях и в какой пропорции можно применять RME (FAME). 
Если топливо состоит из 100 % биодизеля, рекомендуются сокращенные интервалы смены масла. При использовании топлива с содержанием FAME/RME 5..7 % интервалы замены масла не изменяются. 

Природный газ (CNG)
Природный газ (CNG = сжатый природный газ) состоит в основном из метана (CH4), т.е. наиболее простого углеводорода. Так как в нем относительно велико содержание водорода, то образующиеся выхлопные газы содержат мало вредных веществ. Природный газ воспламеняется посредством принудительного зажигания и применяется, поэтому только в бензиновых двигателях. Газ хранится в автомобиле в специальных баллонах под давлением 200 бар.

Сжиженный газ (LPG)
LPG - это сжиженный нефтяной газ, который является смесью пропана и бутана, причем превалирует пропан. В этом случае выхлопные газы являются также менее токсичными по сравнению с теми, которые образуются при сжигании бензина. Для воспламенения LPG также применяется принудительное зажигание, таким образом, LPG можно использовать только в бензиновых двигателях. Газ хранится в баллонах при давлении 25 Бар, в сжиженном состоянии.

Масла при использовании CNG и LPG:
Используемые здесь моторные масла должны быть иначе легированы, т.е. иначе снабжены присадками, по сравнению с маслами для бензиновых и дизельных двигателей. В особенности это касается зольных присадок. Нельзя применять мала с высокой сульфатной зольностью – более 1 % по весу, так как в двигателе может возникать калильное зажигание. Здесь возможно применение масел со средним и малым показателем SAPS, используемых для двигателей с сажевым фильтром (DPF) по АСЕА С3 или Е6. Необходимо обязательно соблюдать предписания изготовителей двигателей.



Спецификации моторных масел


API - American Petroleum Institute (Американский институт нефти)

API классы моторных масел США и Восточная Азии (Япония, Южная Корея)

API S (Service)
Масла для четырехтактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, автофургонов
API SJ, SM, SL, SN – действующие классы;
API SС..SH – устаревшие классы.
Высший класс качества перекрывает требования предыдущего. 

API C (Commercial)
Масла для дизельных двигателей грузовых автомобилей, автобусов, техники
API CH-4, CI-4, CJ-4 – действующие классы;
API СD..CG-4 – устаревшие классы.


Global - cпецификации эксплуатационных свойств масел для дизельных двигателей

Дизельные двигатели грузовых автомобилей
Global DHD-1
Для автомобилей с полной массой более 3900 кг

Дизельные двигатели легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовых автомобилей

Global DLD-1
Основной уровень эксплуатационных свойств масел, допускается эксплуатация двигателей на высокосернистом топливе.
Global DLD-2
Высший уровень эксплуатационных свойств, энергосберегающие масла1)
Global DLD-3
Высший уровень эксплуатационных свойств1)
1) для двигателей эксплуатирующихся на малосернистом топливе


ACEA - Association des Constructeurs Europeens de L'Automobile (Ассоциация европейских производителей автомобилей).

Бензиновые и дизельные двигатели легковых и малых грузовых автомобилей.
- A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5;
- С1, С2, С3, С4 для двигателей оснащенных сажевым фильтром/катализатором.





Low SAPS
Mid SAPS
Mid SAPS
Low SAPS
A1/B1
A3/B3
A3/B4
A5/B5
C1
C2
C3
C4

FE ≥ 2.5 %
HTHS 2.9-3.5*
SA ≤ 1.3 %
P -
S -

FE -
HTHS ≥ 3.5
SA 0.9-1.5 %
P -
S -
Включает A3/B3
FE -
HTHS ≥ 3.5
SA 1.0-1.6 %
P -
S -
Включает A1/B1
FE ≥ 2.5 %
HTHS 2.9-3.5
SA ≤ 1.6 %
P -
S -
Включает A5/B5
FE ≥ 3.0 %
HTHS ≥ 2.9
SA ≤ 0.5 %
P ≤ 0.05 %
S ≤ 0.2 %
Включает A5/B5
FE ≥ 2.5 %
HTHS ≥ 2.9
SA ≤ 0.8 %
P ≤ 0.09 %
S ≤ 0.3 %
Включает A3/B4
FE ≥ 1.0 %
HTHS ≥ 3.5
SA ≤ 0.8 %
P ≤ 0.07-0.09 %
S ≤ 0.3 %
Включает A3/B4
FE ≥ 1.0 %
HTHS ≥ 3.5
SA ≤ 0.5 %
P ≤ 0.09 %
S ≤ 0.2 %
АСЕА являются базовыми, ОЕМ дополнительные специальные тесты
Ford 948-B
MB 229.1
dexos2
BMW Longlife 01
MB 229.3/5
dexos2
PSA B71 2296
Porsche
RN 0700/0710
(VW 502 00/505 00)
BMW Longlife 01FE
Ford 913D
RN 0700
(VW 503 00/506 00)

Mazda DPF
Mitsubishi DPF
PSA B71 2312
Honda DPF
Mitsubishi DPF
PSA B71 2290
Toyota DPF

BMW Longlife 04
MB 229.31/51/52
Ford 917A
(VW 505 001
503 00/506 00)
См. #
RN 0720

OEM (Original Equipment Manufacturer) – автопроизводители; FE – топливная экономичность по сравнению с маслом SAE 15W-40; HTHS -  вязкость (mPa.s) при 150 °С и высокой скорости сдвига; SA – сульфатная зольность; P – фосфор;  S – сера;  Low-/Mid SAPS – масла с ограниченными параметрами SA, P, S для DPF – сажевых фильтров;
 * HTHS xW-20 → ≥ 2.6
# легковые автомобили с DPF → Chevrolet, Chrysler, Honda (также С2), Hyundai, Kia, Mitsubishi (также С1 и С2), Nissan, Opel, Renault (см. руководство), Suzuki     


Дизельные двигатели грузовых автомобилей и автобусов
- Е4, Е7; 
- Е6, Е9 - для двигателей с сажевым фильтром.





Low SAPS

Low SAPS
API CD
ACEA E1
API CE/CF/CF-4
ACEA E2
API CF-4..CH-4
ACEA E7 (E3/E5)
API CG-4..CJ-4
E9
API CJ-4
E4
E6
Удлиненные интервалы
АСЕА являются базовыми, ОЕМ дополнительные специальные тесты

MB 227.1
MB 228.1
MAN 271
Volvo VDS
MTU Type 1
Deutz DQC I-02
MB 228.1/MAN 3275
Renault Truck RD2/RLD2
Volvo VDS-2/VDS-3
DAF HP 3
MTU Type 2
Deutz DQC II-10
MB 228.31
Renault Truck RLD3
Volvo VDS-4
Deutz DQC II-10-LA
Deutz DQC III-LA
MB 228.5
MAN 3277 CRT
Renault Truck RXD
DAF HP 1/2
MTU Type 3
Deutz DQC IV-10
MB 228.51
MAN 3477
MTU Type 3.1
Deutz DQC IV-10-LA
OEM (Original Equipment Manufacturer) – автопроизводители; Low SAPS – масла с ограниченными параметрами сульфатной зольности, фосфора, серы для сажевых фильтров.

Четырехтактные бензиновые  двигатели мотоциклов
JASO MA, MA1, MA2 - классы масел для двигателей с системой сцепления в масляной ванне (мокрое сцепление), масла не содержат модификаторов трения;
JASO  MB - масла для двигателей без сцепления в масляной ванне, масла содержат модификаторы трения. 

Четырехтактные бензиновые  двигатели подвесных лодочных моторов
NMMA FC-W
NMMA FC-W Catalyst Compatible.